Информационное агентство "Светич". Сайт о сельском хозяйстве. 16+

Юрта: древняя традиция и современность

Юрта: древняя традиция и современность
Для всех народов, чьи традиции связаны с кочевым образом жизни, юрта — не просто привычная конструкция, но нечто большее, и, хотя в современном мире все более забываются традиции и уклад жизни предков, юрта, без преувеличения, навсегда вписалась в культуру кочевников.
 
Не зря до сих пор практически все кочевые народы считают юрту частью своего мировоззрения и образа жизни. Лёгкая в сборке и удобная при транспортировке, юрта и до сих пор используется в Казахстане, Башкортостане, Кыргызстане, Монголии… Благодаря своей практичности, она и по сей день популярна у животноводов.
 
Прототипом юрты служили шатры на колёсах, плетенные из прутьев и покрытые войлоком. Подобные дома, перевозимые упряжкой верблюдов, появились ещё в эпоху поздней бронзы. В средние века преогромные шатры, колесившие по просторам среднеазиатских степей, поражали воображение современников. В начале XVI века учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища: «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу». Жилища на повозках, неудобные для гористых местностей, к XVIII — XIX веку вышли из обихода, и их заменили войлочные юрты (по данным сайта www.putidorogi-nn.ru).

С давних времён хорошо известна войлочная юрта, или иначе решетчатая кибитка, которая является одной из древнейших форм каркасных построек. Она сохранилась в качестве неизменного жилища кочевых и полукочевых скотоводов Евразии почти до наших дней. Широкому распространению её на всем протяжении великого степного пояса способствовало, в первую очередь, органическое сочетание в ней уникальных архитектурных и функциональных качеств.
 
Это, во-первых, простота сборки и разборки, компактность и лёгкость перевозки, устойчивость при ветровых нагрузках и неподверженность заносам, сохраняемость заданной температуры и, конечно, долговечность. Во-вторых, полисезонность и приспособленность к различным природно-климатическим условиям, многообразие использования и редкая ёмкость, удобство интерьера и прочность конструкции. Все это дало основание сибирскому публицисту, писателю и общественному деятелю Н. М. Ядринцеву говорить о том, что «войлочная юрта есть признак высшей кочевой культуры», с чем, действительно, невозможно не согласиться (Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ, 1993).
 
Традиционно юрта, например, казахская, состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой её стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения детей в семье жилую площадь расширяют, добавляя секции.
 
При возведении юрты вначале ставится дверной косяк и навешивается дверная рама, символизирующая границу между двумя мирами — человеческим и «диким», неосвоенным.
У входа в юрту вешают обереги в виде колючих растений, отпугивающих злые силы, а створки двери расписывают охранными знаками. К дверной раме привязываются канаты из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образуют круговую стену юрты. Затем кто-то из мужчин поднимает на шесте венчающее юрту светодымовое отверстие – шанырак, закрепляя его жердями. Нижние концы жердей привязывают к стенам верёвками.
 
В месте стыка кереге и жердей жилище обтягивают баскуром — широкой тканой полосой с растительным или геометрическим орнаментом. Снаружи решётчатые стенки каркаса покрывают чиевыми циновками и кусками войлока. Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной. Сферический купол жилища символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений.
 
С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющими звёзды и Млечный Путь. Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища. В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котёл, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком.
 
Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина. Сразу у входа в юрту можно увидеть шкаф с кухонной утварью и продовольствием, вёдра для дойки скота. Свободное пространство возле очага занимают низкий стол и несколько стульев — для гостей. Сами хозяева устраивают трапезу на полу (www.putidorogi-nn.ru).
 
У монгольской юрты остов состоит из 4-12 деревянных решёток-стен. Их ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди, образующие коническую крышу. Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается волосяной бечёвкой. Чем плотнее прилегает верхняя ткань, тем менее промокаемое жилище. В течении дня в теплое время года нижние края войлока поднимаются наверх для проветривания помещения юрты, для сушки войлока. Сверху имеется из того же войлока покрытие, которой закрывается во время дождя или в холодное время года.

 

Отметим, что большинство монголов до сих пор придерживаются кочевого образа жизни, даже многие жители столицы продолжают жить в юртах («гэр»), которые легко перемещаются с места на место. Юрта устроена по единому принципу – вход всегда расположен с южной стороны, в западной части жилища – гостевая и мужская половина, восточная половина – женская и кухня, а напротив входа расположен алтарь семейства с иконами и фотографиями предков. При этом в юрте постоянно поддерживается удивительная чистота. Местные обычаи, оговаривающие поведение в юрте, достаточно запутаны, поэтому при посещении традиционного жилища рекомендуется следить за поведением хозяина — он, в отличие от хозяйки, всегда сидит вместе с гостями (www.jassotour.ru).
 
Современная юрта – это оригинальное и лёгкое жилое помещение. Использование отопления позволяет применять его зимой с минимальными затратами. Современная юрта – это сочетание конструкции юрты, проверенной веками многими кочевыми народами, с современными материалами и технологиями. В результате получилось лёгкое, сейсмоустойчивое и дешевое жилое помещение, не уступающее по комфорту капитальному строению.
 
Отдельные производители юрт считают, что современные материалы внесли свой вклад в усовершенствование юрт:
 
— влагонепроницаемые ткани – исключают протекание крыши и продувание стен;
 
— современные утеплители не впитывают сторонние запахи, влагу, устойчивы к заражению насекомыми и грибками, долговечны;
 
— клееный брус выдерживает большие нагрузки и исключает влияние отдельных дефектов древесины на прочность конструкции, а также позволяет увеличивать высоту стены и входа более 2-х метров, что более привычно и удобно современному человеку.
 
Юрта отличается оригинальным исполнением, не требует капитальных затрат даже в зимнем варианте, позволяет комфортно проживать на своем участке до момента окончания строительства капитального дома. В дальнейшем юрту можно использовать как гостевой дом или беседку.
 
Конструкция юрты, состоящая из деревянной решётки и современного утеплителя, который играет роль терморегулятора, поддерживая внутри жилища постоянный тепловой режим. По сравнению с другими быстро возводимыми сооружениями, стоимость юрты ниже.
 
Юрта защищает от ветра, солнца, холода и дождя, что делает ее более всесезонной, комфортной в любое время года. Складывающийся деревянный каркас придает жилищу прочность, а круглая, аэродинамическая форма — устойчивость. Юрта легко транспортируется легковым автотранспортом, собирается и разбирается не профессиональными работниками. Вся операция по разборке её занимает час, а при сборке – максимум два-три часа.

Малый вес всей конструкции позволяет устанавливать юрты практически в любом месте без существенных затрат на фундамент. Одним из вариантов установки юрты, является применение винтовых фундаментов небольшой длины, что обеспечивает быструю и надёжную установку даже на склоне или на берегу водоёма.
 
Для отопления юрт используется различного рода отопительные печи (дровяные, газогенераторные и др.). Стандартные цвета внешних пологов юрты: бежевый, зеленый, синий, оранжевый, оливковый. Производителями предусмотрены различные варианты дополнительной комплектации: утепленные полы, отопительное оборудование, внутреннее и внешнее обустройство юрты в этническом стиле и многое другое (www.jurts.ru).
 
Несмотря на то, что в изготовлении юрт стали применяться современные материалы, отдельные источники, например, www.yurta-mongolia.ru, приводят информацию, что, к примеру, натуральный войлок лучше синтетического. Несмотря на то, что он тяжелее, но долговечнее и выдерживает до 10 лет эксплуатации, когда синтетический плохо дышит, плохо сохнет, тянется. Выдерживает 3 года эксплуатации, но гораздо дешевле.
 
Таким образом, юрта — это очень практичное мобильное жилище, конструктивные элементы которой совершенствовались тысячелетиями, благодаря чему юрта широко востребована и по сей день. Конечно, научно-технический прогресс движется вперёд, поэтому в конструкцию современных юрт производители добавляют новые комплектующие. И в данном случае, строить юрту только из традиционных материалов, или применять современные — решать тем, кто решит установить у себя на участке эту уникальную постройку, которая тысячелетия служила домом для кочевников, а отдельные представители кочевых народов и по сей продолжают жить в юртах, сохраняя древние традиции и колорит родной культуры.
 
Материал подготовил Евгений ИЗМАЙЛОВ
 
Справки:
 
1. «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу»
Учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища, XVI век
 
2. Очень важно, то, что устройство юрты отражает целостный взгляд кочевых народов на мир. Например, Умирзакова Б.Е. В с своей статье «Юрта и особенности мировосприятия казахов» (источник: www.vainahkrg.kz) пишет: «Анализ юрты показывает, что она как модель Вселенной для кочевника есть небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе. Пространство юрты можно уподобить древнегреческому космосу, который построен по законам красоты, оно является искусственно организованным фрагментом природы, её органической частью, верхом и низом, а двигаться можно только по часовой стрелке, вокруг очага, что идёт от движения по солнцу».
 
Кулуйпа Акматова в книге «Юрта — дом кочевника» (Бишкек, 2011) приводит разговор с представителями кыргызского народа, из которого становится ясно, что юрта — это целая традиция, требующая определённого уважения:
 
— Что означает юрта для кыргыза? – спрашивали мы хранителей знаний.
 
Юрта – это модель мироздания, которую мы носим с собой, это символ гармонии человека с природой. Все жизненные ценности кыргыза были неразрывно связаны с его местом в окружающей природе, его отношением с ней, которую он считал своей матерью. Юрта гармонично вписывается среди горных подножий, укрывая от холода и зноя. Юрта устроена так, чтобы её установка не причиняла вреда природе.
 
3. Традиционно юрта, например, казахская, состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой её стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов). После рождения детей в семье жилую площадь расширяют, добавляя секции (www.putidorogi-nn.ru).
 
4. Большинство монголов до сих пор придерживаются кочевого образа жизни, даже многие жители столицы продолжают жить в юртах («гэр»), которые легко перемещаются с места на место. Юрта устроена по единому принципу – вход всегда расположен с южной стороны, в западной части жилища – гостевая и мужская половина, восточная половина – женская и кухня, а напротив входа расположен алтарь семейства с иконами и фотографиями предков. При этом в юрте постоянно поддерживается удивительная чистота. Местные обычаи, оговаривающие поведение в юрте, достаточно запутаны, поэтому при посещении традиционного жилища рекомендуется следить за поведением хозяина — он, в отличие от хозяйки, всегда сидит вместе с гостями (www.jassotour.ru).
Комментарии (2)
0 # 18:10 28 янв 2014
Насколько интересная и познавательная статья. Был в Монголии и Казахстане. Видел Юрты. Приятно осознавать, что традиционные жилища еще не забыты.
0 # 20:04 28 янв 2014
зашла на сайт и обратила внимание на фотографии необычных строений. Заинтересовал вопрос: что же это? Как можно построить и использовать? Информацию получила из статьи. Все написано доходчивым и понятным языком. Просто интересная статья.
 
}